страны отели описание статьи новости события статьи интересное природа культура музеи история события кафе кухня напитки транспорт фотографии путешествия экскурсии события животные цветы музеи, выставки усадьбы, парки рассказы контакты

Статьи | Россия | Музеи | Палаты бояр Романовых в Зарядье

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Зарядье - один из древнейших районов Москвы, который был расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой. Свое название он получил в XVI веке, так как располагался "за рядами" торговых лавок, примыкавших к Красной площади.

В середине XX века большая часть Зарядья была снесена, и на его месте выстроили "ультрасовременное" здание гостиницы Россия. И сегодня от всего старого квартала осталось лишь несколько строений вдоль Варварки, точнее, между самой улицей и зданием гостиницы.

Однако этот небольшой уголок Москвы является поистине уникальным и представляет собой настоящий музей древнерусского зодчества под открытым небом, практически сохранивший облик XVI-XVIII веков. Здесь находятся целый сонм церквей, которых до революции было еще больше, но и сейчас панорама улицы изобилует множеством куполов. Среди них - церковь великомученицы Варвары, по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также стоящая оскверненной еще с советских времен церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, Папы Римского на Варварской площади. Особый колорит добавляют, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - Старый Английский двор и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный букет зубчатая крепостная стена Китай-города.

Белокаменное здание палат с шатровой крышей когда-то входило в состав обширного городского двора. Время основания усадьбы ученые относят к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. Дом построил Никита Романович, сын того самого Романа Юрьевича, давшего начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. К сожалению, здание не дошло до нас в своем первозданном виде. Однако глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке, сохранился.

В 1571 году, во время нашествия Девлет-Гирея, когда вся Москва предана была пламени, пострадал по всей вероятности и двор Никиты Романовича. После этого, спустя десять лет, в 1580 году, хозяин дома подвергся опале Грозного: после брака своего с Марией Нагой царь послал на двор Никиты Романовича 200 стрельцов, которые и расхитили все достояние боярина. Никита Романович, кроме того, лишился всех своих поместий и остался в совершенной бедности, так что принужден был просить у проживавших подле него англичан материи на одежду себе и детям. В дни славы и благоденствия своего Никита Романович не чуждался сближения с англичанами, и один из них давал даже уроки латинского языка сыну его юному Федору Никитичу, впоследствии патриарху российскому Филарету. Впрочем, Иван Васильевич возвратил милость к шурину по первой незабвенной своей супруге и, умирая, назначил Никиту Романовича в числе четырех ближайших советников сыну своему царю Федору Ивановичу.

По возвращении царской милости боярину Никите Романовичу и по вступлении в отеческое наследие его сына, Федора Никитича, бывшего в великой милости у своего двоюродного брата царя Федора Ивановича, двор их приведен был в наилучший вид. Сохранилось предание, что именно здесь родился царь Михаил Федорович. В первый раз предание это является записанным в первой половине XVIII века при архимандрите Николае по случаю прошений его о пособии для восстановления ветхих старинных монастырских зданий.

При Борисе Годунове Романовы, как явные претенденты на русский престол вновь подверглись опале, а Федора Никитича сначала в 1599 году заключили в тюрьму, а потом насильно постригли в монахи под именем Филарета.

С этого времени двор на Варварке долго оставался без своего хозяина, и хотя Филарет Никитич был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, как монах, не жил в своем доме.

В 1626 году мая 3-го дня пожар, опустошивший Москву, не пощадил и государева двора. Следствием его было расширение Варварской улицы. Но каменные палаты на углу этой улицы и Псковского переулка, ликвидированного в XX веке при строительстве гостиницы, оставлены на старом месте.

Возрождение двора началось по избрании Михаила Федоровича на престол России. Государь занял царские палаты в Кремле, и дом этот стал известен как "Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы". В то время при Знаменской церкви на государевом дворе был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Что же касается до палат царских, то они едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 года, после смерти своей матери, инокини Марфы Ивановны, новоизбранный царь подписывает указ об основании Знаменского монастыря, а грамотой от 1 ноября того же года наделяет обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, в числе которых и уже знакомые нам палаты.

Монастырскими усилиями на белокаменных подвалах строятся два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями.

Помимо двух зданий, составлявших палаты Романовых, здесь были построены деревянные кельи и больница, вся площадь монастыря была местами обнесена решетчатым забором, а больше частоколом, как то было и у других монастырей в начале XVII века. В 1668 году, во время очередного пожара, пострадал и Знаменский монастырь, о чем и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. На прошение это отозвались сильные царские родственники Милославские. Иждивением Милославских, особенно же Ивана Михайловича, а частью и монастырским, старинные палаты были восстановлены.

При возобновлении построек старые палаты были разобраны по погребной свод и сделаны новые палаты с крыльцом. Палаты эти получили название "на верхних погребах", иногда же их просто называли "верхними" в отличие от других, которые были на монастыре ниже их и также с погребами. С начала и до конца XVII века (до 1675 г.) палаты эти стояли одни на Варварской улице. По возобновлении в палаты были помещены казенные кельи, которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности. В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись огню. В первой половине XVII века казенные кельи из палат перенесены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий со штатом. Он жил в них десять лет, с 1752 по 1762 год, и потому палаты назывались архиерейскими.

Однако судьба памятника истории и архитектуры в эти годы оставляет желать лучшего. С перенесением столицы в Петербург значение Москвы и внимание к ней со стороны властей уменьшилось. Это отразилось и на здании монастыря и примыкающих к нему построек. Лишь в начале 40-х годов по приказу Елизаветы Петровны в монастыре "исправили ветхости". Однако после выбытия митрополита по крайней скудости монастырских средств палаты стали отдаваться в аренду. Все эти события и перестройки изменили здание до неузнаваемости.

Лишь в середине XIX века, император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей "Дом бояр Романовых", один из первых музеев Москвы. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. По проекту придворного архитектора Ф.Ф.Рихтера, воспользовавшегося историческими аналогами, был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей и достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка частично сохранилась и поныне.

После революции царский музей превратили в Музей старого русского быта, по сей день сохраняющего для нас подлинные предметы давно прошедших лет.

Существующее здание - кирпичное, двухэтажное, с глубоким белокаменным подвалом и третьим деревянным этажом стоит по линии улицы. Сильный перепад рельефа привел к тому, что здание оказалось врезанным в склон с улицы: подклет и большая часть первого этажа скрыты землей. Здание составлено из двух объемов: большего - восточного (в основе наиболее древнего) и меньшею - западного, вытянутого вдоль улицы, с крыльцом со стороны двора. Обе части, образуя "глаголь", огораживают внутренний дворик перед крыльцом, которое заслоняет почти весь южный фасад западной части здания.

Сегодня Исторический музей использует старинные палаты как часть своей основной экспозиции для показа на подлинном музейном материале домашнего обихода и культуры бояр России второй половины XVII в. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа оформлены в виде типовых интерьеров боярского дома. Обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.

Самая большая с окнами, обращенными на ул. Варварка, комната представлена как боярская столовая — помещение, в котором семья собиралась для обеда, устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости. В углу стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю „местничества" - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Близ стола небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - необходимыми принадлежностями для мытья рук во время пиршества.

В довольно просторной комнате всего пять кресел. Этот вид мебели был еще редкостью в русском доме XVII в. Зато много традиционных лавок - они стоят вдоль стен и стола. Лавки по обычаю крыты сукном и бархатом, на них расставлены разнообразного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с расписными изнутри крышками. Использовались они для хранения необходимых в повседневном обиходе вещей. У стены поставец, имеющий вид горки с уступами: на нем расставлена столовая посуда.

Наряду с этими, характерными для русского обихода XVII в. предметами обстановки, в столовой палате представлен ряд вещей иностранного происхождения, напоминающий о развитии торговых связей России с Востоком и Западом и о проникновении в русский быт новых культурных течений. Таково паникадило шведской работы, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (портрет представлял новшество, проникавшее лишь в небольшой круг знати), о также шкаф с характерными для своего времени слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов нижними дверьми. Смежная со столовой палатой комната, окна которой обращены во двор, оформлена как кабинет боярина. Она переносит посетителя в будничную обстановку домашних дел и досуга главы дома. Здесь под иконой - рабочий стол с письменными принадлежностями, у стола кресло, лавка, два стула - все русской работы. В центре домашних деловых забот боярина стояла вотчина - источник материальных благ и накоплений.

Обстановка комнаты характеризует заметное тяготение хозяев дома к науке и живому, практическому знанию. Здесь сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. думного дьяка И.Т.Грамотина, гравюра „Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г." Две стены комнаты обиты сукном и две - золоченой фландрской кожей, считавшейся особо изысканным украшением. У входной двери - печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен („Александр Македонский", „Соловей-разбойник", „Борцы борются" и другие).

Через площадку лестницы - проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений. Из них первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней. Сени служили в боярских домах и как „спальные чуланы", и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. В комнате на лавках расставлены разнообразные ларцы, шкаты (шкатулки) и коробья, в которых помещены кружева и ткани. В стенных нишах — кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками.

Из сеней - вход в женскую комнату, светелку (имеет окна с трех сторон). Расположение женской комнаты за сенями, в изолированной части дома, в условиях существующей планировки, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в. Внешняя обособленность светлицы соответствовала тому положению, которое занимала в семье и обществе женщина, она проводила почти весь день в своей комнате, руководя через доверенных слуг домашним хозяйством, из дому выезжала очень редко - в церковь и к родным. Единственным доступным видом ее развлечений было шитье, оно заполняло досуг, служило источником творческих радостей. Основную обстановку интерьера светлицы составляют предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница), общий характер и манера рисунка которой воспроизводят лучшие традиции иконописи.

Обстановку светлицы также составляют: зеркало со створками, „коробья" и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом (ночью его ставили в изголовье постели, под подушку).

Внутренняя лестница из жилых комнат ведет в подвал XVI в., принадлежавший некогда боярину Никите Романовичу. В подвале - сундуки для денег, ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда, а также холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор - предметы, напоминающие о военной службе боярина (он обязан был являться на войну при своем вооружении и на своем коне).

Убранство древних палат поистине великолепно. Подлинные шедевры прикладного искусства - изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

Палаты в Зарядье располагаются по адресу: 121345, Москва, ул. Варварка, д.10, м. Китай-город

Время работы:
Пн., чт., пт., суб.,вс. - с 10.00 до 18.00, касса до 17.00
ср. - с 11.00 до 19.00, касса до 18.00
Вторник - выходной день
Первый понедельник каждого месяца - санитарный день

Стоимость билетов:
150 руб. полный и 50 руб. льготный, фотосъемка: 100 руб., видеосъемка: 120 руб.

По материалам www.shm.ru и testan.rusgor.ru

 

Информация размещена на сайте Натива.ру

Музеи России

Дом-музей Сергея Есенина в Константиново

Дом-музей Сергея Есенина в Константиново Сергей Есенин - один из самых любимых в нашей стране поэтов XX века. Все школьники изучают биографию писателя, его произведения, читают критические статьи и пытаются понять его творчество. Но лучший способ узнать о поэте - побывать в селе, где он родился.

Козьмодемьянский художественно-исторический музей

Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева - это уникальное и редкое явление для российской провинции. Ежегодно его посещают десятки тысяч туристов. В вещах из музейных коллекций сохранена история...

Музей шахмат в Москве

Музей шахмат в Москве Сколько в мире музеев, посвященных шахматам сказать трудно. В России существует только один, находящийся в Москве на Гоголевском Бульваре. Расположен он в старинном особняке – памятнике архитектуры начала XIX века.

Все статьи по России

Почему стоит провести отпуск на Кольском полуострове?

Почему стоит провести отпуск на Кольском полуострове? Большая часть туристов едет на Кольский полуостров ради того, чтобы увидеть Северное сияние, и оно того стоит. Это невероятное зрелище не оставит равнодушным никого. Равно как и красота местных пейзажей.

Где поесть в Казани?

Где поесть в Казани - рейтинг вкусных заведений Казани При туристических поездках в разные регионы России посетитель может насладиться самобытными блюдами национальной кухни, чтобы дополнить впечатления, полученные от осмотра исторических, культурных и природных достопримечательностей.

Как выбрать местоположение отеля в Сочи?

Как выбрать 

местоположение отеля в Сочи? Сочи привлекает многих людей тропическим климатом, природными достопримечательностями и возможностью разнообразного отдыха. Здесь можно провести время на пляже или покататься на горных лыжах, но чтобы не испортить впечатление от отдыха, нужно правильно выбрать отель.

Музеи

Испания
Подводный музей Атлантики

Музей Атлантики на Лансароте У побережья острова Лансароте состоялось открытие Музея Атлантики. Он стал первым подводным музеем в Европе и на Атлантическом побережье. Здесь будет выставлено 400 скульптур размером в человеческий рост.

Боливия
Музей традиционных боливийских напитков

Музей традиционных боливийских напитков На улице Linares в Ла-Пасе (La Paz), в погребе отеля Lion Palace работает необычный Музей традиционных боливийских напитков. В музее представлена интересная экспозиция, знакомящая с историей местных алкогольных коктейлей. Также здесь проходят их дегустации.

Иран
Археологический музей одного экспоната в Тегеране

Археологический музей одного экспоната в Тегеране В иранской столице появится археологический музей одного экспоната. Он будет создан на месте захоронения останков женщины, возраст которой составляет порядка 7000 лет. Несмотря на более, чем солидный возраст, скелет неплохо сохранился.

Наверх

Палаты бояр Романовых в Зарядье Информация с сайта Натива.ру 2008-2023