Рассылка Natiwa.ru
Подписаться письмом






Не выпустить дух театра

Малый театр в Москве Малый театр в Москве Малый театр в Москве Малый театр в Москве Малый театр в Москве Фото Даниила КАЛАЧЕВА

С чего начинается театр? Говорят, что с вешалки. Но может быть со стен, крыши, зрительного зала и грим уборных? А может, все-таки, с его духа? В Малом театре существует поверье, в которое свято верит его художественный руководитель Юлий Соломин: если разобрать крышу здания, то дух непременно покинет этот храм искусства. «Я уверена в том, что наши великие «старики» оставили здесь свою энергетику, свои биополя и свою преданность театру», — воспоминала в своих мемуарах Татьяна Панкова, прожившая 94 года и прослужившая Малому всю свою жизнь. По-настоящему почувствовать дух театра можно в его закулисье – в тайном для зрителя месте. Мы заглянули туда с главным архитектором Малого театра Натальей Буровой. Здание, находящееся сейчас на реконструкции и выглядящее несколько разобранным, показалось нам еще более таинственным.

Вечная перестройка

Для начала нашего путешествия по волшебным закоулкам театра, мы выйдем на улицу, так мы сможем представить, как изначально выглядело здание. Осип Бове задумывал театральную площадь в форме квадрата – на каждом ее углу стояли одинаковые корпуса, состоящие из двух резолитов (выступающих частей) с промежутком. Сейчас эту симметрию уже невозможно увидеть, со временем она пропала – здесь появилась станция метро и прочие здания… Малый театр изначально был малым в буквальном смысле слова — весь целиком, вместе со зрительным залом и закулисными помещениями умещался там, где теперь находится сцена. А представлял он собой небольшую прямоугольную часть, которая находилась напротив сегодняшнего «Метрополя», дверей и окон там вообще не было. Вместо этого там располагались арки, за которыми находился пассаж, куда непосредственно въезжали кареты. Эти арки можно увидеть и сейчас, зайдя через двери. В 1821 году купец Варгин по выигранному тендеру, как сейчас бы сказали, пристроил к театру новый корпус – свой жилой дом. Итак, въехав в арку со стороны Театрального проезда и зайдя внутрь дома, посетители попадали в небольшое фойе, дальше в зал, и потом – на сцену. Длина здания составляли всего 118 метров, такой она осталась и по сей день. А в 1848 году архитектор Тон в доме Варгина сделал артистическую, а сцену развернул в другую сторону. Таким образом, зрительный зал стал больше и принял практически тот же объем, который мы можем видеть и сейчас.

В 1872 году к театру был пристоен декорационный сарай – место, где хранились декорации. Таким образом, была довершена симметричная композиция, которую задумал Бове. Следующая крупная переделка здания происходила в 1949 году: на месте старого сквозного проезда внутреннего двора построен новый главный вестибюль театра с гардеробом на 500 мест и входами с Театральной площади и Неглинной улицы. Смежное с новым вестибюлем так называемое нижнее фойе значительно реконструировано, заново отделано Щепкинское фойе и лестницы, ведущие в него. Значительной перепланировке подвергся кассовый вестибюль театра, получивший новый лепной декор. В подвале под зрительным залом был устроен буфет. По эскизам и чертежам архитектора-художника Великанова была выполнена заново орнаментальная роспись плафона и мебель зрительного зала.

В декорационном сарае разместился административный корпус. Работники Малого театра сейчас, как раньше страдают от одного неудобства – входя внутрь через служебный подъезд, попасть на зрительскую часть можно только через все здание, мимо грим-уборных. А для того, чтобы попасть в отдел капитального строительства, который расположен во внутреннем дворе наверху, нужно пройти по зрительской зоне, потом под сценой и только опять пройдя зрительскую зону, оказаться у ОКСа. Прямо-таки, проходной двор…

Борьба с рекой

Малый театр стоит на топком месте – на берегу реки Неглинка, она протекает примерно от середины здания в сторону к «Метрополя», то есть, перерезает угол. Во время строительства театра, река была взята в дубовый коллектор. В 1926 году, когда усиливали фундамент, заодно и переложили коллектор, чем очень сильно повредили зданию. С 1922 по 1940 год сваи сделали железобетонными, они укрепляли фундамент. И это на самом деле спасло театр от разрушения. Созданная тогда специальная комиссия долго не могла понять, почему дом сильно оседает. Приглядевшись внимательно к фасаду здания и сейчас можно увидеть кривизну, некоторую выгнутость стен. И это вовсе не архитектурная задумка, а следствие оседания дома, которое началось в 1825 году - на следующий год после его строительства. Вся история Малого театра – это история борьбы с рекой. Помимо этого на оседание этого дома повлиял и его сосед – «Метрополь», во время его строительства 1880-х годах, угол театра стал неожиданно оседать. Тогда, фирма, строящая отель, стала укреплять фундамент Малого. Сейчас при проходящей реконструкции театра специалисты делают специальный прогноз влияния на соседние здания – на ЦУМ, Большой театр, на Щепкинское училище и на тот же «Метрополь».

Под землей

В XIX Малого и Большого театров была одна общая труппа, и актеры могли переходить по подземному переходу, соединявшем два здания. Поговаривали, что в этом месте - на болотах Иван Грозный топил неугодных. Призраки несчастных долго не могли найти покоя, пугая запоздалых прохожих, предвещая беды и пожары. Так вот, особенно полюбился привидениям подземный ход между двумя театрами. Некоторым работникам театра было так страшно, что даже в непогоду они бежали поверху. А еще существует легенда, что однажды левые эсеры чуть было не свергли Ленина после его выступления в Большом театре. Собирались его арестовать, заблокировали все подъезды. Но Ленин исчез. Скорее всего, вождь пролетариата под землей перебрался в Малый театр и спокойно уехал.

Подземный переход, вход в который начинался под полом в начале гардероба, давно закрыли. Однако сейчас при реконструкции было решено увеличить площадь остальных подземных пространств за счет заглушенного старого неработающего коллектора. (Новый коллектор в наше время проходит по Неглинке) В дополнительном пространстве разместиться коммуникационный коридор, который будет соединять все зоны театра, как с помощью лифтов, так и лестниц. Таким образом, работникам Малого станет намного легче попасть из одного конца здания в другое. Подземное пространство подарит театру возможность совершенствовать технологические возможности. Здесь будет размещено оборудование для понижения пожароопасности, для современной вентиляции воздуха в театре.

Откуда появляются декорации?

И вот снова мы внутри театра, в его закрытых для зрителя местах. Задумывались ли вы откуда достаются на сцену декорации? Кажется, что для этих многочисленных громоздких сооружений сложно найти место на достаточно малом пространстве. Так, вот, сейчас они хранятся на нулевой отметке (то есть на уровне сцены) в декорационном сарае в пряслах – металлических стойлах, которые двигаются вертикально. Все это тайное для нас движение придумано для удобства монтирования декораций на сцене. А вот после реконструкции система хранения декораций станет намного современней: будет создан автоматизированный кассетный склад виде пятнашек, которые можно будет двигать в разные стороны. Высота этого склада будет составлять 18 метров, и площадь - 350 квадратных метров.

А вот одно тайное место в театре – на уровне третьего этажа есть монтировочная мастерская, слесарный и столярный цеха. Из-за пожароопасности и материалоемкости эти мастерские сейчас переносят в другое помещение Малого театра, которое расположено в Нагатино. На территории складов там будет создана производственно-складская зона.

Занавес!

И вот мы находимся непосредственно за кулисами. Изнутри сцена выглядит удивительно огромной – ее длина составляет 27 метров и ширина -21 метр. Сейчас она выглядит как квартира во время глобального ремонта – практически вся заставлена накрытыми декорациями. С двух сторон от сцены есть специальные пространства, где во время спектакля разрешается держать по две-три декорации, а из-за большего количества возрастает пожарооопасность здания… По бокам сцены висит и стоит огромное количество конструкций, назначения некоторых мы знаем, – это световые прожекторы, лебедки… Все, что помогает преобразовать сценическое пространство в волшебный, живой театральный мир, будет также модернизироваться. Здесь будут установлены новые приборы для постановочного света, появятся современные рабочие галереи и ограждения, оркестровые, световые и звуковые и лазерные площадки. Барабанный сценический круг, состоящий из двух уровней, также было решено поменять на новый. Что касается освещения, то его не будут делать энергосберегающим - светодиодные и газоразрядные как ни крути, делают свет холодным. Художники по свету не могут согласится с такой цветовой потерей.

Для истинных театралов попасть за кулисы – значит оказаться в святая-святых храма искусства. Тот, кто хоть однажды побывал здесь, уж точно не забудет особенный запах кулис – как в прямом, так и в переносном смысле. Мало кто знает, что на сцене Малого театра до сих пор сохранилась суфлерская будка! Наталья Бурова однажды стала свидетельницей того, как работает суфлер. Произошло это так – на репетицию спектакля «Филомена Мартурано» не смог прийти задействованный там Юрий Соломин. Тем не менее, его реплики почему-то звучали откуда-то снизу. Слушая эмоциональный диалог героя Соломина, Наталья Бурова сначала подумала, что ее озвучивает актер. Ан, нет – то был профессиональный суфлер-женщина…

Театр начинается с гардероба

А теперь мы направляемся туда, откуда зритель начинает свой путь в зал – к гардеробу. Любопытно, что это место будет расширено за счет увеличения пространства внутреннего двора. Мы поднимаемся по лестнице, проходим вдоль Щепкинского фойе, расположенного на уровне бельэтажа. Огромные окна, находящиеся здесь, в ходе реконструкции превратятся… в двери, которые будут вести в другой зал. Новый зал, ширина которого составит 21 метр, будет выдвинут во внутренний дворик. В новообразовавшемся зале можно будет проводить как камерные спектакли и репетиции, так и показывать экспозиции музея. Сам двор будет уступчиво кверху раскрываться, обслуживание будет проходить только внизу - там будет проходить загрузка общепита и техники… До начала реконструкции там была слесарная мастерская, теперь она уехала в Нагатино.

Ложи блещут!

Наконец мы попали в зрительный зал, мы в ложе! Таким его мало кому удается обычно увидеть – пол здесь уже частично разобран, стулья стоят в невпопад… От непривычной темноты это место кажется таинственным, потустороннем. Но вот для нас специально включает свет инженер электроснабжения Олег Коняев, и Наталья Бурова продолжает свой рассказ: «Количество мест в зале будет уменьшено на один ряд, за этого увеличится расстояние между креслами. А уклон кресел поднимется на 20 сантиметров, так зрителям, сидящим дальше шестого ряда, будет лучше видно действие. Бельэтаж также уменьшится на один, но комфортность за счет этого здесь улучшится. Золотая лепнина, украшающая стены зала, будет обновлена, но так аккуратно, чтобы эта красота не выглядела новоделом, все должно выглядеть благородно и по-старому. Страфонтен – приставные с боку кресла, места на которые раньше не продавались, отныне станет продаваемым».

Подняв голову к потолку, мы видим уникальную роспись. Не поверите: она сделана на ткани, которая прилажена к дереву! Этот рисунок был сделан в 1949 году, а в царское время он был совершенно другой. Глядя на него сейчас, изображение кажется объемным.

Особенное место в зрительном зале – директорская ложа, обычному посетителю вход туда заказан. Посещают директорскую ложу исключительно «высокие» гости, а войти в нее можно сразу с улицы, со стороны памятника Островскому. Внутри ложи – потрясающей красоты интерьер: он выполнен в стиле классицизма с барочными элементами. А что будет с гербом Советского Союза, который по-прежнему висит высоко над сценой? Пока никто об этом не знает. Логично было бы предположить, что его все-таки заменят гербом России. Уникальный занавес, созданный в 1949 году из шелкового бархата, оказывается, не может быть восстановлен. Такой вердикт вынесли специалисты института, занимающего реставрацией старых тканей. Они предложили сделать новый – из материала, пропитанного противопожарной жидкостью и потом вышить его. Именно так и поступили с занавесом Большого театра. Попытка вернуть старым тканям первоначальный цвет в Большом театре, как признают профессионалы, не удалась. За счет химической обработки у занавесной ткани меняется преломление света и у зрителя пропадает ощущение старины. Безусловно, восстановление старых и старинных тканей – занятие дорогостоящее, этим занимается единственная в стране организация, она так и называется – «Старинные ткани».

Виктория КАЙТУКОВА
Фото Даниила КАЛАЧЕВА

 

Наверх


Не выпустить дух театра Информация с сайта Натива.ру 2008-2023