|
|||||||
|
|||||||
|
Статьи | Босния и Герцеговина | История | Боснийский конфликт 1992-1995. План Венса-Оуэна Боснийский конфликт 1992-1995. План Венса-ОуэнаПлан Венса-Оуэна не был первым вариантом мирного решения боснийской проблемы. ЕС с начала 1992 г. предпринимает попытки урегулировать конфликт. Переговоры ведутся в рамках международной конференции по Боснии и Герцеговине. В начале переговорный процесс возглавил португальский дипломат Ж. Кутильеро, он предложил план, по которому Босния и Герцеговина оставалась единым государством, в которое входили бы три кантона, созданные по национальному признаку. Этот план провалился из-за отказа А. Изетбеговича. Надо отметить, что план Кутильеро обсуждался летом1992 г., еще до начала вооруженного конфликта. В случае удачи переговоров можно было не допустить вооруженного столкновения. Однако, после признания независимости Боснии и Герцеговины, здесь также большую роль сыграла Германия, начинается гражданская война. И хотя переговоры продолжаются (к ним подключается лорд Каррингтон), добиться какого-либо решения не удалось. Конфликт разрастался, и надо было его каким-то образом урегулировать. С осени 1992 г. переговоры возглавили С. Венс и Д. Оуэн. Они предложили свой план мирного урегулирования, исходя из того, что Босния и Герцеговина должна была остаться единым государством. Согласно плану Венса-Оуэна Босния и Герцеговина становилась децентрализованным государством, т.к. из-за большой перемешанности населения нельзя было создать три обособленные государства. Но, вместе с тем, создание централизованного государства было неприемлемым для двух народов Боснии и Герцеговины - сербов и хорватов. Поэтому Босния и Герцеговина делилась на десять провинций - три сербские, две мусульманские, одну хорватскую и три со смешанным населением, кроме того, создавалась свободная зона с центром в Сараево. Границы провинций определялись с учетом этнических, географических, исторических, экономических, коммуникационных (сети автомобильных и железных дорог) факторов. Они могут быть изменены только после принятия соответствующих поправок к конституции. В конституции также признавалось существование трех основных этнических групп и группы "прочих". По такому плану раздела территорий, какой предложили Венс и Оуэн, сербы не могли реализовать свои цели - консолидировать территорию и присоединить ее к Югославии, т. к. сербская территория была поделена на несколько частей: районы Баня Луки, Биельины, Пале, Рудо, Невесеньи. Кроме того, большая часть сербских территорий не имела общей границы с СРЮ. Хорваты же, напротив, могли добиться своего. Хотя их провинции с центрами в Мостаре и Босанском Броде и не были объединены, они имели общую границу с Хорватией, вследствие чего могли легко присоединится к ней. К ведению центрального правительства относились: иностранные дела, национальная оборона, международная торговля, налогообложение для целей центрального правительства. "Независимые" органы власти, состоящие из представителей всех провинций, несут ответственность за Центральный банк (эмиссия денег, регулирование провинциальных банков), транспортное сообщение, электроэнергетическую систему. В совместном ведении центра и провинции находится контроль над состоянием окружающей среды, судебная система. Провинции осуществляют управление в области образования (включая высшее), радио и телевидения, использования природных ресурсов, здравоохранения, социального обеспечения, контроля над банками и финансовыми учреждениями, полиции, налогообложения для целей провинции. Однако провинции не могут быть объектами международного права. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент. Нижняя палата избирается на основе пропорционального представительства в Боснии и Герцеговине в целом, верхняя назначается провинциальными правительствами из числа их членов. Исполнительная власть: Президиум, состоящий из губернаторов всех провинций, возглавляется Председателем, но не имеет исполнительных функций, а только несет ответственность за назначение на высокие посты (Председателя, министров, судей). Премьер-министр избирается нижней палатой парламента, он назначает министров с одобрения Президиума, причем министр иностранных дел и министр обороны всегда должны представлять различные группы. Не реализовались и планы мусульман - не могло идти речи о создании исламского государства, поскольку Босния и Герцеговина становилась децентрализованной республикой, а сербы, хорваты и мусульмане объявлялись ее составляющими народами. Тогда как по замыслам А. Изетбеговича основным народом должны были быть мусульмане, а сербам и хорватам отводилась роль национальных меньшинств. По сути, план Венса -Оуэна узаконил раздел республики. Кроме конституционных принципов в план Венса-Оуэна входили соглашения о демилитаризации и гуманитарные договоренности. Стороны договаривались полностью прекратить военные действия. Для обеспечения мира в Боснии и Герцеговине принимался ряд мер по контролю, в том числе надо было направить международных наблюдателей Сил ООН по охране (СООНО), произвести разъединение сил, открыть коридоры, обеспечить свободу передвижения людей, грузов гуманитарной помощи, восстановить разрушенную инфраструктуру. Боевые действия полностью прекращались на всей территории республики, военная ситуация замораживалась, не допускалось ведение наступательных действий, тяжелое оружие должно было быть выведено из районов конфронтации в установленные СООНО районы. Устанавливалась демаркационная линия, патрулировавшаяся СООНО. Большое внимание уделялось демилитаризации Сараево, из города выводилось тяжелое оружие, запрещались наступательные действия. Из Сараево проводилось несколько "голубых" коридоров безопасности, в которых осуществлялось патрулирование и инспекция СООНО, предусматривалась полная свобода передвижения сил ООН и гуманитарных грузов, а так же гражданских лиц. Причем все стороны предоставляли гарантии безопасности. В договорах большую роль играли СООНО, которые должны были осуществлять контроль над соблюдением соглашений, патрулировать в зоне военных действий и коридорах, наблюдать на границах с соседними республиками, чтобы предотвратить проникновение в Боснию и Герцеговину оружия, войск, нерегулярных отрядов. Надо отметить, что договоры о демилитаризации подписали все конфликтующие стороны 30 января 1993 г. Однако эти соглашения не соблюдались, военные действия продолжались. А СООНО не смогли обеспечить порядок в республике, добиться осуществления мирной инициативы. СООНО не обладали необходимыми полномочиями для принуждения сторон, они не могли использовать военную силу. Вследствие этого миротворцы сами часто становились заложниками - в 1994 г. сербы запирали их на своих объектах, чтобы избежать бомбардировок НАТО.
![]() |
новостиБосния и Герцеговина отменила визы для россиянВ виртуальном музее расскажут об осаде СараевоВ Боснии построят Каменный городвсе новости статьиБоснийский конфликт 1992-1995 гг. Реализация Дейтонских соглашенийБоснийский конфликт 1992-1995 гг. Дейтонские соглашенияБоснийский конфликт 1992-1995 гг. Неудача переговоровБоснийский конфликт 1992-1995. Начало конфликтаБоснийский конфликт 1992-1995. План Венса-Оуэнавсе статьи
|
|||||
|