|
||||||
|
||||||
|
Статьи | Абхазия | Культура | Святые поляны Абхазии Святые поляны Абхазии![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В Абхазии, как и в любом государстве, есть центр, олицетворяющий историю и государственную власть. Со времен язычества абхазы высшей властью считают сходы. Жизненно важные вопросы решаются на семейных, фамильных, народных сходах. Принятые на них решения являются обязательными. Проводятся сходы на священных полянах вокруг священного дерева. Ведут собрание жрецы. Жрецом может стать не самый старый житель из древнейшей фамилии, но самый праведный человек. Именно он передает прошение представителю бога, герою народного эпоса - Дыдрыпшу. Способности предугадывать судьбу, лечить больных, выполнять любые просьбы побудили людей обращаться к нему по любому поводу. Вскоре Дыдрыпш устал от многочисленных обращений. Он обратился за советом к Богу. Тот превратил его в невидимку и дал крылатого коня Араша. Теперь божественный ангел успевал побывать во всех частях государства, но не все людские желания он мог выполнить. Дыдрыпш не спасает от бездетности или болезни, так как это определено Богом. Ангел может исправить грешника и наказать преступника, угрожая гибелью всего рода. Человеку, нарушившему клятву, данную в святом месте, Дыдрыпш уготавливает смертельную расправу до последнего родственника в фамилии клятвопреступника. Поняв это, люди решили не беспокоить его по мелочам. Они просят помощи, собираясь на сход, когда абхазскому народу угрожает смертельная опасность, когда необходимо найти выход в сложных ситуациях. Святые поляны можно заметить как в малых поселках, так и в больших городах. Как правило, в центре поляны растет развесистый старый дуб. Вокруг него собираются старейшины. Прикоснувшись к дубу, они вслушиваются в голоса древних абхазов, передающие свободолюбивые традиции. Поляны, где проводятся общенародные сходы, являются не только политическими центрами, но интересны как исторические и культурные памятники. Лыхненская полянаЛыхненская поляна - крупнейший исторический центр Абхазии. Она находится в 5 км севернее города Гудаута. Центральную часть комплекса занимает сама поляна, считающаяся среди абхазов основным местом проведения народных сходов, так как поселение Лыхны в 1808 -1864 годах являлось столицей и резиденцией владетельных князей Абхазии. Именно здесь прошли общенародные сходы о независимости Абхазии. В самые чтимые праздники (День независимости и Праздник урожая) на поляне проходят конные состязания, концерт народных песен и танцев, выставка народного творчества, дегустация вина и блюд национальной кухни. Вокруг поляны с разных сторон возвышаются исторические постройки. Самый значимый из них является храм Успения Святой Богородицы, построенный в Византийском стиле в X-XI веках. Сохранились фрески XIV века (Богоматерь на троне, два ангела и Богоматерь с младенцем, встреча с Христом после его воскресения). В храме погребен последний князь Абхазии. Вокруг собора сохранилась старинная ограда. Еще один исторический памятник - княжеский дворец, постройки X века. Его развалины хранят воспоминания о династии князей Чачба. Дворец, разрушенный по приказу России после восстания 1866 г, планируют восстановить. В углу поляны среди деревьев возвышается часовня в честь казаков, сражавшихся в одном строю с абхазами за свободу Абхазии. С противоположной стороны установлен комплекс всем абхазам, погибшим за независимость страну. Мыкуаштинская полянаСело Мыку (Моква) находится в 15 км севернее райцентра Очамчира на равнинных берегах реки Моква. Долгое время название села имело грузинскую форму - Мокви. После провозглашения независимости вернулось историческое название - Мыку. Село - исторический центр Абжуйской части Абхазии. Сердцем села является Мыкуаштинская поляна - место народных сходов Абжуйского района, разделенного на 5 поселков: Адзбжара, Ахыуаа, Аджажв, Джал, Моква Ахабла. В дни национальных праздников на поляне проходят народные гуляния с танцами и популярными скачками. Вокруг поляны размещены национальные деревенские домики с табличками сел, входящих в эту часть Абхазии. В некоторых домах демонстрируются предметы абхазского быта. Главное сооружение на поляне - Успенский собор, построенный царем Абхазии Леоном III в середине X века. В соборе сохранились уникальные фрески. По убеждению иерусалимского патриарха Досифея, побывавшего в Мыке в 1659 г, роспись относится к временам царствования абхазского царя Давида (XI-XII век). В середине XIX века храм ремонтировали, заменив напольное покрытие, пристроив предел и небольшую ротонду на куполе. Внутри сохранились склепы с останками абхазских князей. Народные сходы на священных полянах проходят в рамках морального кодекса "Апсуры", берущего начало с языческих времен. Каждый абхазец сравнивает апсуру с абхазством и придерживается в жизни его основным принципам. В апсуре существуют запретительные принципы, внушаемые с детства: Абхазцы верят, что принципы апсуры, подтвержденные на сходах, умножают честь и славу Абхазии. Шевченко Н.А., фото автора ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
![]() |
новостиАбхазия ввела визы для непризнавших ее странЛетний отдых в ГаграхНа машине по Абхазиивсе новости
|
||||
|