Рассылка Natiwa.ru

По Паньгоме в Белое море

Каждый год мы с друзьями отправляемся в байдарочный поход на три недели. В этот раз составили маршрут так, что бы успеть буквально все - посмотреть Соловки, пройти по порожистой реке Паньгома и провести несколько дней на Белом море. Собралось нас 6 человек на трех лодках. Билеты на поезд Москва-Мурманск были куплены заранее. Собрались и погрузились в поезд мы, как ни странно, без приключений. А то у нас был случай, хорошо, что в Подмосковье ходили, когда ребята забыли половину байдарки!

Доехали до Кеми тоже без приключений, выходили на каждой большой стоянке и отлавливали бабушек с пирожками. Кстати, пирожки продавали на любой вкус: с ягодами, капустой, картошкой, рыбой. В Кемь поезд пришел где-то в 3 утра. Узнав, что автобус до пристани будет только пол седьмого, мы оставили вещи в камере хранения и отправились гулять по городу. Благо ночи белые, можно спокойно гулять, может быть не совсем как днем, но как примерно в 9-10 вечера в летний день в Москве. Кемь - небольшой город, но очень живописный, многие дома стоят прямо на скалах. Немного погуляв, мы вернулись на вокзал, откуда автобус довез нас до пристани. С которой небольшим катером, рассчитанным на 30-40 человек, мы отправились на Соловки.

Весь путь занял чуть меньше 3 часов. Хотя было достаточно тепло, когда мы вышли в открытое море, подул ветер и многие пассажиры ушли греться в трюм, на палубе остались только самые стойкие. Надо сказать, что они были вознаграждены за это: вдруг прямо возле катера из воды выглянула морда тюленя. Он в течение нескольких секунд с любопытством смотрел на катер, а потом скрылся в глубине. На этом наши встречи с жителями Белого моря не закончились. И хотя тюленей мы уже не видели, зато то и дело из воды показывались спины китов.

Когда вновь появились чайки, стало понятно, что скоро наше плавание подойдет к завершению. Я с любопытством вглядывалась в показавшийся далеко на горизонте остров. Монастырь производит сильное впечатление - издалека кажется, что он вырастает прямо из моря. Вблизи монастырь оказался еще более внушительным. Его стены выложены из неотесанных валунов, скрепленных известковым раствором. Пространство между ними заполнено небольшими булыжниками и кирпичами. Кое-где стены поросли мхом и растениями. В монастырь можно пройти совершенно свободно. Во внутренние помещения можно пройти только с экскурсией или групповодом. Мы решили, что лучше походить с групповодом, получше все рассмотреть. Нас провели по всем внутренним помещениям монастыря, немного рассказали об их назначении. Больше всего запомнилась мельница. Она в настоящий момент действует естественно, зерно на ней уже не молят, но механизм работает. Разумеется, нельзя обойти и каменные мешки - небольшие помещения площадью примерно 8 м. Вдоволь нагулявшись по монастырю и налазившись по стенам, мы решили посмотреть лабиринты. Они расположены в 10 минутах ходьбы от монастыря на берегу моря. Они выложены на земле из камней, так что заблудиться в них проблематично, но походить интересно. Поскольку на знакомство с Соловками мы отвели только один день (конечно, это очень мало, там надо жить минимум неделю), пришлось возвращаться на пристань, что бы уехать вечерним катером.

Рядом с пристанью расположилась небольшая ярмарка, где мы дружно закупили сувениры. Что порадовало больше всего - сувениры были исключительно местные. Не было разных безделушек, которые можно купить в любом московском переходе.

Вернувшись в Кемь, мы договорились, что нас забросят на пазике до реки, забрали из камеры хранения свои вещи и пошли за недостающими продуктами. Скупив в ближайшем магазине весь имевшийся там запас хлеба, погрузились в пазик и поехали на реку. Через полтора часа мы были на месте. Поскольку время было позднее мы решили поесть и лечь спать. А на следующее утро собрали лодки, упаковали вещи в гидро-мешки и отправились в путь.

Река Паньгома относится к третьей категории сложности с элементами 4-й и 5-й. В этом году нам не совсем повезло - воды в реке было мало. Из-за чего обнажились мели, шиверы (каменная мель с перепадом высоты, вследствие чего идет быстрое течение). Они встречались практически за каждым поворотом, поэтому я сразу расскажу о них, и в дальнейшем не буду останавливаться на их перечислении. Тактика прохождения была отработана: видим шиверу, смотрим куда идет основная струя воды и идем по ней так, что бы не налететь на обливники, как правило далеко продвинуться не удавалось и лодка садилась на камень. Если не получалось быстро спихнуться с камня приходилось выскакивать из лодки (за счет этого она становиться легче и сидит не так глубоко) и какое-то время идти рядом с ней, пока не станет достаточно глубоко. После этого снова ищется основной слив, и все начинается с начала. Прохождение шивер - достаточно утомительное занятие, особенно если учесть, что они встречаются за каждым поворотом и некоторые тянутся по 500 м и более. После того, как шивера пройдена, мы внимательно смотрим сколько в лодке воды. Если ее достаточно много, вычисляется могла ли она натечь с сапог при посадках в лодку или захлестнуть за борт при очередном сидении на камнях. Если в принципе могла и ее количество остается неизменным - все нормально, она просто вычерпывается. А вот если она достаточно быстро прибывает… После прохождения одной из шивер я увидела как из борта просто хлещет струя воды, пришлось причаливать к берегу. Дырка оказалась размером с пятикопеечную монету. Мы ее быстро заклеили и отправились дальше. Надо сказать, что, не смотря на низкий уровень воды, мы прошли без серьезных потерь. Естественно клеиться приходилось прочти на каждой стоянке, но чаще всего в профилактических целях заклеивали потертости. Еще одна опасность заключается в том, что на сильном потоке воды лодку может развернуть. Если разворачивает кормой вперед - это пол беды, более опасно, если лодку разворачивает лагом (боком), тогда ее может перевернуть. Идем мы как-то по шивере, а впереди поперек реки лодка стоит, рядом - наши ребята, лодка наклонена градусов на 45 и в нее через борт вода заливает. К счастью, ребята ее быстро выровняли и сумели дойти до берега, чтобы вылить воду.

Не все пороги, встретившиеся нам, проходимы для байдарок, да и вода (как я уже упоминала) стояла низко, так что часть порогов пришлось обносить.

Несколько дней мы простояли на Рог озере. Это очень красивое, живописное озеро. Река не задолго до него и некоторое время после покрыта лилиями. Лилии совсем маленькие, самая большая - 5-7 см. в диаметре. Само озеро достаточно мелкое с песчаными пляжами. На стоянке, где мы остановились, была баня, и мы решили там попариться. Подобных бань много на стоянках в Карелии. Она делается следующим образом: складывается из камней печь (каменка), над ней делается каркас из жердей (он может быть разного размера, в зависимости от количества человек, на которое рассчитана баня). Потом в течение нескольких часов каменка постоянно топится, пока камни не раскаляться. После этого надо дождаться пока остынут угли, как правило, это происходит достаточно быстро, и замотать каркас полиэтиленом со всех сторон. И вот баня готова. После нее очень приятно окунуться в озере!

Через несколько дней после Рог озера мы подошли к Матвей порогу. Решили сделать там еще одну дневку, пособирать чернику. На следующий день встали с утра по раньше, переплыли на байдарке на другой берег и отправились на ягельник за черникой. Ягельник представлял собой небольшую каменистую возвышенность, поросшую ягелем, черникой. Черника была крупной, собиралась легко и через 3 часа, собрав достаточное количество, я вернулась в лагерь. Через некоторое время появился Петя с тремя огромными оленьими рогами. Естественно, ему все обзавидовались и снова поехали на тот берег, на этот раз за рогами. Однако, сколько не ходили, найти удалось еще только один рог. А из собранной мной черники удалось сварить 2 двух литровых бутылки варенья! Ну а вечером мы пошли купаться в "джакузи" - на порог. Сам порог относится к пятой категории сложности (для байдарок - высшая). Он состоит из нескольких ступеней и надо было очень аккуратно пройти на одну из них и сесть под струю воды. Непередаваемые ощущения! Вода лилась с большой скоростью так, что стоять было не возможно, вода просто сбивала с ног, поэтому до "сидения" приходилось добираться на четвереньках, но это того стоило!

А на следующий день мы прошли этот порог на байдарках! Как я уже упоминала, он состоит из нескольких ступеней, причем сливы очень узкие и расположены не друг под другом, так что, пройдя одну ступень, надо успеть развернуться и попасть в следующий слив. Пришлось на верхней ступени ставить сигнальщика - человека, который подсказывает, с какой стороны од камней идти. Под его чутким руководством мы достаточно благополучно слились с первой ступени порога, но впереди было еще 2, и там он уже не мог нам помочь. К счастью, их мы тоже прошли без приключений.

Через несколько дней пути и несчитанное количество шивер и небольших порогов, мы подошли к морю, впереди было последнее препятствие - морской порог (четвертая категория). Благополучно пройдя его, длиннющую шиверу, а так же с десяток сетей, расставленных местными жителями, мы наконец-то оказались в Белом море. В этот день далеко по морю мы не пошли, встали на одном из островов. Наверно мало кто задумывается над основной проблемой, встающей перед путешествующими по морю - отсутствием пресной воды. Мы с ней столкнулись сразу же. К счастью у нас были 2 десятилитровые канистры для воды, с которыми наши ребята и отправились на байдарке к реке.

Белое море в полной мере дало нам возможность оценить его суровую красоту - скалистые берега, поросшие соснами, низкое, затянутое тучами, небо, пронизывающий ветер… К середине дня погода разгулялась, выглянуло солнышко. Естественно, все полезли купаться, нельзя же побывать на море и не окунуться! А ближе к вечеру, когда наступил штиль, мы отправились дальше по морю (естественно, предварительно запасшись водой). Не посередине открытого моря, разумеется. Суда у нас не очень большие, не морской класс, так что идти пришлось только на небольшом удалении от берега.

А рядом со стоянкой оказалось морошечное болото. Морошка - это ягода, напоминающая по внешнему виду малину или ежевику, но растет не на кустах, а как, к примеру, клубника, и размером тоже с небольшую клубнику. Вкус у нее совершенно неповторимый, я даже не могу как-то его описать, скажу лишь, что это одна из моих самых любимых ягод. Надо сказать, что Карелия очень богата ягодами, грибами, рыбой. Приходишь на стоянку и не знаешь, куда ставить палатку - кругом черника, порой приходится ставиться прямо на нее. Каждый день по утрам мы ели ягоды с кашей (не путайте с кашей с ягодами). Мы собирали чернику, морошку, голубику. Бруснику и клюкву мы не застали - они поспевают немного позже. Только у меня получилось 2 двух литровых бутылки черники, 2 - голубики и 5 литровая бадья с морошкой. А грибы! Мы постоянно ели грибной суп, жарили их. Однажды набрали столько грибов, что у нас получился не суп с грибами, а грибы с супом. Однако возвращаюсь к повествованию.

На следующий ходовой день мы ушли дальше в море. Когда мы проходили в небольшом проливе между островами, можно было увидеть дно. Каково же было мое удивление, когда я увидела на дне большую группу морских звезд! Такие группы встречались нам потом не один раз. Некоторые из них состояли из нескольких десятков звезд разных размеров, самые маленькие были размером примерно в 5-7 см. А ближе к поверхности воды (иногда и на поверхности) плавали медузы. Потрясающее ощущение, когда идешь на байдарке через "стаю" медуз, стараясь не задеть их веслом, а внизу, на дне - морские звезды!

Как только выходишь в Белое море сразу сталкиваешься с ламинарией (морской капустой), в отлив весь берег просто желтеет (за счет желтоватых "воздушных мешочков", позволяющих водоросли держаться ближе к поверхности воды). Кстати, с приливами и отливами связана достаточно забавная история. Когда мы собирались в путь, один экипаж погрузился быстрее остальных, и пока остальные собирались и таскали вещи, они сидели и ждали. В итоге, когда надо было отчаливать, оказалось, что их лодка стоит на некотором расстоянии от кромки воды! Пришлось спихивать их лодку совместными усилиями.

Жалко было расставаться с морем, но пришлось, дошли мы до небольшой речки, поднялись по ней примерно за 1,5 км до станции Кузема. Обнаружили, что поезд, на который можно взять билеты будет только в 9 утра, так что ночевать пришлось на вокзале. Выписка билетов началась только часа в 2 ночи. Поскольку станция не оборудована компьютером, кассиру пришлось выписывать билеты вручную. Погрузиться в поезд без приключений мы, конечно, не могли! Рассчитав примерно, где будет наш вагон, мы перетащили туда вещи, однако расчет оказался весьма приблизительным, и нам пришлось тащить вещи еще вагона два. К счастью в поезд грузились и другие группы, так что у нас было на это время. Доехали до Москвы уже спокойно, без особых приключений.